Хочешь поиграть?
На польском обсуждали занимательный факт из истории романтизма, когда в середине 19 века сразу крупная группа польских деятелей (Мицкевич, Слонимски, Ванькович) попала под влияние Анджея Товяньского и его оккультных учений, в связи с чем значительно изменился характер творчества этих авторов.

Полонисты описывают это буквально так: «они все помещались», «он вводил их в гипнотический транс», «мы скорбим о загубленном таланте романтистов», «кто знает, как много хороших вещей они написали бы, если бы не секта Товяньского».

Я сперва подумала, что их реально затащили в секту, где они, утратив способность мыслить, перестали писать. Не тут-то было. Речь буквально о том, что авторов перестали занимать популярные темы – политика, лирика, труляля. Вместо этого Мицкевич ударился в духовное, что и тогда и сейчас никому не интересно.

Но что еще в этой истории интересно, так это корни учения Товяньского, которые растут буквально из Эммануила Сведенборга (известен нам своим «Журналом снов»). Судя по идеям польского заклинателя, он явно читал «Земли во Вселенной», «Тайны Небесные», а может и кое-что другое из Сведенборга. Или, в крайнем случае, они подсасывались к одному и тому же Источнику.

В таком контексте, легко можно понять, как и почему образованные талантливые поляки «повелись» на лекции Товяньского – было, собственно, на что повестись.

(и еще примечательно, что это не Индия, а Швеция)